История порта
Ростовский торговый порт — торговый порт расположенный в городе Ростов.
1750 г.
Порт города Ростов-на-Дону был основан в 1750 году. Считается одним из старейших портов России, а также центром внешней торговли на юге страны.
Порт Ростова был преемником Темерницкого порта, быстро став важным перевалочным пунктом. Постоянно расширяя своё портовое хозяйство, увеличивая оборот грузов и торговых судов, порт способствовал развитию донского судоходства.
1768 г.
Ha Ростовский приходилась четверть российского экспорта железа, продовольствия, льняного холста, пеньки и парусины, импортировались вина, фрукты, орехи, шерсть, табак и красное дерево. В 1768 году было начато строительство верфи деревянного судостроения под руководством адмирала А.Н. Синявина.
1839 год
В XIX веке порт Ростов становится главным экспортером зерновых грузов в России. Рост грузооборота способствовал ускоренному развитию судоходства и судостроения на нижнем Дону. В это время в мире интенсивно развивается паровой флот, Ростов не отстаёт. В 1839 году в Ростовском порту начинается эра парового судоходства.
XX века
B начале ХХ века порт Ростов продолжает оставаться одним из важнейших портов Азово- Черноморского бассейна. Успешность грузооборота была обусловлена существованием транспортной развязки «железная дорога — река — море». В навигацию 1912 года общее количество судов посетивших порт составило 7 тыс. единиц, из них около 40% — речных и 60% — морских, грузооборот — почти 3 млн тонн. В то время к порту были приписаны 176 судов. Обслуживанием в порту были заняты 102 судна. В разводку железнодорожного моста, тогда еще поворотного, в том году прошло более 11 тыс. судов.
Значение порта Ростов возросло с введением в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина‚ а также созданием Единой глубоководной системы Европейской части РСФСР.
B конце ХХ века коренным образом изменилась номенклатура грузов и направление грузопотоков, а развитие бизнес-проектов потребовало новых портовых мощностей, обеспечивающих перевалку импортно-экспортных товаров различного назначения. В то время порт Ростов-на-Дону располагал тремя грузовыми терминалами, которые входили в состав единственного акционерного общества — ОАО «Ростовский порт». На сегодняшний день в порту работает 19 стивидорных компаний.
Наши дни
Получил статус морского порта по Распоряжению Правительства РФ от 14 июля 2010 г. № 1160-р. Он может принимать суда под иностранными флагами, производить открытие и закрытие государственной границы. Порт располагает 54 причалами и причальной стенкой длиной 8 978,9 м. Общее количество стивидоров — 24. По грузообороту порт входит в десять-пятнадцать крупнейших морских портов России. Структурно он состоит из портовых сооружений, относящихся к АО «Ростовский порт»‚ ООО «Ростовский универсальный порт» (РУП) и собственных причалов других компаний.
— Открытие в 1998 году пункта пропуска через государственную границу РФ послужило становлению порта как международного. К моменту открытия пункта пропуска тогда еще в речном порту осуществляла деятельность всего одна крупная стивидорная компания.
Возможность приема иностранных судов и судов загранследования наряду с постепенным освоением и развитием левобережной грузовой зоны привела к образованию новых стивидорных компаний и, как следствие, к увеличению грузооборота порта. На момент присвоения в 2009 году порту статуса морского в нем работало уже 11 стивидорных компаний. В настоящее время в порту работает 15 стивидорных компаний, на основании чего можно сделать вывод об устойчивой тенденции развития порта Ростов-на-Дону. Сегодня это одиниз крупнейших транзитных и перевалочных пунктов на юге России.
Говоря о статистике грузопотоков, можно отметить, что наблюдается стабильный рост экспортных (+19‚8%) и каботажных (+15‚49%) грузов, снижение импортных (-17,46%) и транзитных (-34,53%) грузов.